?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Решил и тут опубликовать серию статей, которые я некоторое время назад опубликовал на стене ВКонтакте, поскольку считаю их достаточно важными для читателей.

Психологи иногда признаются, что к ним обращаются не с проблемами, а с симптомами и одна из задач их профессии - вытаскивание на сознательный уровень тех проблем, которые у человека обычно скрыты в подсознании и работа с ними. Только так с этими проблемами можно эффективно работать. Похожим образом обстоят дела и у аналитиков, например - заказчики IT-решений обычно тоже формулируют не саму проблему, а её косвенные следствия и профессиональный аналитик отличается от дилетанта как раз тем, насколько быстро он разберётся в настоящей проблеме, опишет её, разъяснит заказчику и предложит решение.

Наверное, большая часть тех, кто это будет читать, считают себя людьми русскими, но если спросить их о том - что такое "русскость" - ответить затруднятся. Думаю, это нормально. Я вообще сомневаюсь, всем ли нужно русскость выводить на сознательный уровень, но в порядке изучения себя, думаю, некоторым это полезно будет проделать.

Как водится, начнём с биологии. Именно на основании биологических, более или менее верифицируемых отличий выделить русских крайне-сложно. Есть просто славяне, максимум можно говорить о каких-то внешних отличиях восточных славян от западных, хотя и это, скорее всего, большая натяжка. Среднестатистического белоруса, как и хохла, от русского по внешности практически не отличишь. С другой стороны, в России проживает достаточно большое количество народов, которые, не являясь славянами, русскими себя считают или по крайней мере с русскими себя ассоциируют.

Что же ещё?

Некоторые считают, что русскость нужно искать в религии. Понятно, что РПЦ им в этом охотно поддакивает, поскольку это в её интересах, поскольку способствует удержанию паствы, но и некоторые "авторитеты" так же разделяют и тиражируют это мнение (например, тот же Н. Стариков пару лет назад на встрече с читателями выдал перл о том, что "Русский не православный - это что-то странное..."). Дело здесь даже не в том, считать ли русскими татар, например, Казани или башкир - просто давайте представим, что вполне русский человек принял ислам или буддизм - он перестал быть русским? Наверное, найдутся те, кто ответит утвердительно (надеюсь, правда, что их будет меньшинство). Но если серьёзно - из формально крещёных - сколько истинно, глубоко верующих людей? Хотя бы формально исполняющих всю обрядовую часть, не говоря уже о более глубинных заморочках? Для кого по факту крестик на шее является единственным атрибутом христианства - судя что по их образу жизни, что по образу мысли и поступков? А сколько не крещёных атеистов и при этом - русских? Нормальных советских, например, людей?

Кроме того, религия сейчас в упадке, многие люди отказываются от неё, но могут ли они отказаться от своей русскости? Можно ли, сознательно захотев, перестать быть русским, а стать, например, французом или англичанином? Вопрос открытый, но если мы ответим на него утвердительно, то нужно будет признать, что русскость не составляет нашу суть, а является чем-то наносным, с каковым утверждением согласиться мне, например, трудно.

В общем, я думаю, что вот где следует искать:

1. Культура, как воспроизводимый набор паттернов поведения (на который в некоторый период достаточно сильное влияние и оказала РПЦ).
2. Язык.
3. Родная Земля (Родина, т.е. территория, которую мы привыкли считать исконными землями наших предков).
4. Представление об общей истории. При чём особое значение имеют судьбоносные для нас отечественные войны 1812 и 1941-45-го годов, а так же Куликовская битва, как считается, начала сентября 1380-го года.

Вот, пожалуй, самое главное. Но сказать так - это пол-дела, ведь у каждой нации есть то же самое - и Родина своя, и язык, и представление об общей истории, и культура. В чём же отличие нашей Родины, языка, культуры и истории от иных? Иначе говоря - как с этим работать? Как правильно использовать свою русскость и русскость окружающих, что бы добиваться успеха, будучи русским и находясь в окружении русских людей?

Этому, к сожалению, в школах не учат. Даже на уроках литературы, истории и русского языка, на которых, вроде бы, должны.
На уроках литературы ходят лишь вокруг да около, знакомя с произведениями русских классиков, не говоря ничего по сути.
По русскому языку вообще проходят лишь правила грамматики и синтаксиса письменной речи и более правильно называть его старым названием - "Чистописание".
Что касается Истории, то она переписывалась и переписывается многократно в угоду существующей власти и по сути практически вся фальшивая. Пытаться понять историю по учебникам это всё равно, что пытаться разобраться в мировой политике, смотря различные телеканалы и сопоставляя то, что говорят дикторы.

На недавней ( http://ecc-inform.livejournal.com/67952.html?view=346.. ) встрече С.И. Кургиняна и И.Чубайса (прошу не путать - не А. Чубайса, а именно И.Чубайса - его значительно менее известного старшего брата) И. Чубайс всё пытался предложить считать нашу историю не прямой, а прерывистой линией, акцентируя внимание на том, что у нас периодически происходили, по выражению И. Чубайса, "разрывы во времени". Термин с моей т.з. крайне-неудачный, но, насколько мне удалось понять из дискуссии, он обобщил под ним такие явления, как опричнина И.Грозного, Петровские реформы, Сталинская индустриализация с коллективизацией и "лихие 90-е" (90-е годы XX-го века). С.И. Кургинян пытался что-то вяло парировать, не соглашаясь с взглядом о том, что наша история прерывистая, но обобщать эти явления, предлагая более удачный термин и объясняя, как их нужно вписывать в историю, не стал.

В комментариях к этой дискуссии я дал короткий ответ ( http://ecc-inform.livejournal.com/67952.html?thread=3.. ) и меня попросили написать об этом по-подробнее. Я подумал, и решил, что вопрос назрел и об этом действительно стоит написать, но не один пост, а несколько. В последнее время в патриотических кругах стала созревать мысль о том, почему же мы, русские, так резко отличаемся как от тех же европейцев, так и от азиатов. Об этом я в ближайшем будущем и планирую написать серию заметок.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
secandr
Aug. 24th, 2014 07:34 pm (UTC)
Это называется "каша в голове".
В статье перепутаны понятия: этнос и супер-этнос. Когда-то давно было племя, из племени появился этнос. Этнос был лучше приспособлен к данной территории, постепенно в него влились другие этносы и племена. Они переняли культуру, язык и начали ассоциировать свою историю с историей этого этноса. Получился супер-этнос: конгломерат разных родов и племён объеденённый культурой, языком, историей, религией, территорией.
У каждого конкретного супер-этноса могут быть разные "скрепы". У евреев например не было "родины" несколько тысячелетий и ничего, супер-этнос жив до сих пор. Византия строила свою идентичность на религии и просуществовала порядка тысячелетия.
А вот что делает тебя русским понять очень тяжело - "аберрация близости". Нужно смотреть на супер-этнос мало того, что из вне, так ещё и на отрезке в пол тысячелетия.
А вот у этноса со скрепами всё просто: только общая история вырождения до родословной.

На этапе этноса все люди имеют сходные черты и примерно один вид. На последнем этапе совсем наоборот.

Второй момент. В школе учат языку, культуре и истории. Язык формирует картину мира. Разный язык - объекты в мозгу хранятся и группируются по разному. Мы с женой пытались сравнивать способ хранения образов в наших мозгах, так даже в рамках одного языка есть существенные отличия. Ещё заставляют учить культуру для того что бы ребёнок перенимал этно-культурные штампы: учился различать хорошее и плохое в сложных ситуациях, имел шаблоны поведения для стандартных ситуаций. Изучение истории формирует такие же штампы по отношению к своим властям и к другим странам.
И ты говоришь, что тебя не учат быть русским в школе и не учат пользоваться тем, что ты русский?

P.S. У меня, кстати, тоже каша вышла из головы :)

Edited at 2014-08-24 07:36 pm (UTC)
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

Arkaim
se_la_vy
C'est la vie

Latest Month

April 2015
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek